Проект 1.9. Студенческая научно-конструкторская лаборатория

Название проекта: Студенческая научно-конструкторская лаборатория

Тематика проекта: творчество, наука, учебный  процесс, предпринимательство.

Куратор проекта из числа сотрудников: 

Баснин Павел Павлович, ведущий электронщик кафедры экспериментальной физики, тел. 89069337401, e-mail: greeagle@mail.ru

Название структурного подразделения, курирующего проект: Управление инновационной деятельностью КемГУ

Краткое описание проекта: 

Проект направлен на формирование в университете учебно-научной студенческой конструкторской лаборатории на базе недорогого оборудования для быстрого создания прототипов, что дает возможность  оперативной проверки технических решений, намеченных к коммерциализации патентов и инновационных разработок, способствует подготовке кадров высокой квалификации в области экспериментальной науки, а так же, вовлечению студентов и школьников в научную и конструкторскую работу, знакомству с эстетикой современного технического  дизайна.

Цели, задачи проекта, целевая аудитория:

Цели проекта:

1. Формирование в университете технологической базы оборудования быстрого создания прототипов для поддержки учебного и научного процесса в, прежде всего, студенческих поисковых экспериментальных работах.

2. Вовлечение студентов и школьников в научную и конструкторскую работу, создание условий для развития творческих способностей, а так же, реализации инновационных идей и повышения их жизнеспособности.

3. Вовлечение нынешних и будущих студентов в научную и учебную деятельность университета, формирование навыков постановки целей и комплексного подхода в их достижении.

4. Формирование интереса школьников к области точных наук, к образованию в целом.

Задачи:

1.  Сформировать комплекс технологического оборудования достаточного для создания прототипов,  отвечающего современным

тенденциям компьютеризации всего производственного процесса и дающего полноценное понимание работы цепочки разработка – прототип –

технологическая линия и навыки продвижения проекта на каждом этапе.

2. Организация удобной, доступной и безопасной работы с оборудованием студентов и школьников.

3. Организация обучения работе с оборудованием цифрового производства и обучения постановке, анализу и решению нестандартных задач на примере задач технических.

4. Популяризация творчества, точных и инженерных наук.

Целевой аудиторией проекта являются студенты, школьники, научные группы университета, малые инновационные предприятия университета.

Партнеры проекта: 

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, Министерство экономического развития и торговли РФ, ООО Научно-производственное предприятие Импульс (Финансовое спонсорство, экспертная поддержка, предоставление технических средств, обучение)

Период реализации проекта: 05.2012 – 12.2013

Предполагаемое количество участников проекта: 30 человек

Организационная модель проекта: 

Этапы реализации:

1.  Формирование комплекса технологического оборудования цифрового производства, выбор поставщиков и моделей. Выяснение всех требований по установке и подключению оборудования, соотнесение с возможностями помещений для размещения. Закупка необходимой вычислительной техники, программного обеспечения, оснастки, мебели.

2. Организация размещения учебного и технологического комплекса с учетом требований по безопасности работы с оборудованием,  удобству проведения учебных мероприятий (поиск помещения, при необходимости, проведение адаптации помещения в соответствии с требованиями к фундаменту, коммуникациям, тепло- звукоизоляции, безопасности работы, предъявляемым устанавливаемым оборудованием и проводимыми учебными занятиями)

3. Обучение студентов и сотрудников работе со станками (на начальном этапе обучаются только сотрудники университета, привлеченные для реализации проекта,  для поиска всех режимов безопасной работы, создания учебных программ).

4. Популяризация лаборатории среди студентов, организация обучения работе с оборудованием. Мастер-классы, пилотные занятия по различным техническим направлениям, в т.ч. решение технических задач, дизайн.

5. Установление связей с другими студенческими техническими лабораториями и СКБ ВУЗов России, центрами творчества.

6. Создание более полных программ обучения техническим компетенциям (промышленный дизайн, решение изобретательских задач и т.д.)

В организационную группу, помимо кураторов проекта, на разных этапах выполнения проекта входили и входят  сотрудники факультетов и  МИПов университета, имеющие соответствующие экономические, технические и организаторские компетенции.

Предполагаемые (достигнутые) результаты: 

По проекту предполагалось формирование станочного парка в составе: 1-2 простых 3D-принтеров с методом печати расплавленной пластиковой нитью, малогабаритного фрезерного 3D ЧПУ-станка, комплекта паяльных и измерительных приборов для работы с электронными компонентами, 2 компьютеров, адаптированных для 3D-дизайна с лицензионным CAD/CAM ПО. Расположение лаборатории предполагалось в небольшой аудитории университета. Предполагалась работа в лаборатории студентов университета, периодическое проведение школьных экскурсий и выполнение небольших проектов со школьниками.

При совместной реализации проекта Студенческая научно-конструкторская лаборатория и программы развития Студенческих конструкторских бюро, а так же,  реализации ООО «НПП «Импульс» программы создания Центра молодежного инновационного творчества, по состоянию на ноябрь 2013 года достигнуты следующие результаты:

1. практически закончена подготовка специально выделенного университетом помещения площадью около 120 кв.м. Проведена капитальная реконструкция помещения (монтаж металлоконструкций, переложены и утеплены стены и кровля, залита стяжка пола, в соответствии с требованиями под располагаемое оборудование). На данный момент идет строительство внутренних перегородок, монтируются коммуникации с учетом возможного дальнейшего расширения Студенческой научно-конструкторской лаборатории и Центра молодежного инновационного творчества с установкой современных металлообрабатывающих ЧПУ-станков.

2. по проекту Студенческая научно-конструкторская лаборатория закуплена мебель для размещения оборудования и мебель для проведения круглых столов, мастер-классов и учебных занятий, приобретено программное обеспечение для автоматического проектирования и создания управляющих программ для станков с ЧПУ коммерческой версии PowerSHAPE  и PowerMill (CAD и CAM) компании DELCAM, есть предварительная договоренность о возможности  предоставления академической версии комплекта программ этого производителя.

3. в рамках реализации ООО «НПП «Импульс» программы создания Центра молодежного инновационного творчества приобретены два 3D-принтера с методом печати расплавленной пластиковой нитью, малогабаритный прецизионный фрезерный 3D ЧПУ-станок Roland MDX-20, лазерный гравер EPILOG Mini 24, станок для резки рулонных пленок Roland GX-24, вычислительная техника, проектор, в ближайшее время будут приобретены широкоформатный портальный фрезерный станок,  комплект паяльных и измерительных приборов для работы с электронными компонентами, комплект ручного и электроинструмента, расходные материалы.

По проекту поддержки Студенческих конструкторских бюро получен 3D-сканер Artec EVO.

4. до конца 2013 года предполагается пилотное открытие помещения, окончательный запуск и работа в полном объеме намечена на первый квартал 2014 года, после полного завершения внутренней отделки.

5. на сегодняшний день идет освоение оборудования, проводятся экскурсии студентов университета с демонстрацией основных возможностей станков, начал формироваться состав студентов интересующихся данным оборудованием имеющих желание и способности к работе на нем.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *